Перевозка по лицензиям
С 2009 года пассажирские перевозки заказными автобусами осуществлялись без лицензий, что повлекло увеличение количества аварий на 60%. В целях исправления такой плачевной ситуации Госдумой принят Закон от 30.10.2018 N 386-ФЗ.
С принятием этого документа изменится работа организаций-перевозчиков и ИП, которые владеют автобусами и микроавтобусами вместимостью пассажиров больше 8 человек.
Данный закон уже действует с 31.10.2018, но п.2 ст.4 вступит в действие с 01.03.2019 и после этой даты владельцам автобусов, которые они будут использовать для перевозки людей по заказам, отводится 120 дней, чтобы установить в своих транспортных средствах тахографы и получить лицензии для ведения своей деятельности.
После того, как в отведенный срок лицензии не будут получены, но поездки при этом будут осуществляться предусматривается наказание рублем, а именно: физические лица заплатят штраф от 2 до 2,5 т. руб., лица, руководители организаций - от 4 до 5 т. руб., а само предприятие оплатит штраф в размере 40 - 50 т. руб. Возможна и конфискация автобуса.
Деятельность перевозчиков по соблюдению ими законодательства о лицензировании будет осуществляться не только ГИБДД, но и Ространснадзором. Также совместно эти два государственных органа будут согласовывать графики выезда водителей на линию, условия медицинских осмотров водителей и техосмотров автобусов перед тем как отправиться в рейс. Будут утверждаться ими и маршруты, по которым планируется перевозить пассажиров.
В то время, когда принимались решения об отмене лицензирования разовых перевозок преследовалась цель уменьшения финансовой и другой нагрузки на перевозчиков.
Однако, россияне умеют быстро перестраиваться под обстоятельства, так произошло и в данном случае. Многие перевозчики пассажиров стали закрывать лицензии и работать якобы по заказам, совершая регулярные поездки. Как следствие, их невозможно стало контролировать лицензионным органам. Упростился и сам процесс контроля для владельцев автобусов, перевозящих пассажиров. Например, им больше не требовалось письменно уведомлять о своей деятельности органы государственного контроля.
Все эти факторы привели к увеличению аварий на дорогах, в которых люди пострадали и погибли, в том числе и дети. За 9 месяцев 2018 года в транспортных происшествиях, с участием автобусов, погибли около 9 тыс. человек.
В ходе анализа крупных происшествий было выявлено, что к ним привело отсутствие лицензий у перевозчиков, а значит и контроля за техническим состоянием автобусов и состоянием здоровья водителей и их квалификацией.
Несмотря на такие серьезные негативные факторы, решение вопроса о возвращении выдачи лицензий перевозчикам долгое время затягивалось.
Только в прошлом году, после того, как произошли одна за другой нескольких крупных аварий, участниками которых были и автобусы, и в результате чего большое количество людей не только пострадали, но и погибли, снова заговорили о том, что необходимо вернуть лицензирование деятельности, связанной с пассажирскими перевозками, в том числе и нерегулярных (по заказам).
Получение разрешений на перевозки по заказу изменит ситуацию к лучшему, потому что, это предполагает обязательную установку в автобусе системы ГЛОНАСС и тахографа, медицинский осмотр водителей на постоянной основе, регламентированный технический осмотр автобусов.
Надо отметить, что в прогрессивных странах Европы и Америки лицензируются и пассажирские, и грузовые перевозки.
Теперь и Россия стремится идти в ногу со временем и вносит необходимые корректировки в вопросе о лицензировании перевозок для повышения их качества и уменьшения аварийности на дорогах.